Дагестан, закаленный в Ботлихе

27.09.2024 181 0 0.0

25 лет назад появилось крылатое выражение одного из защитников Дагестана от боевиков: «Я зашел в Ботлих аварцем, а вышел дагестанцем»

Август-сентябрь 1999 года, для народов Дагестана стал «точкой водораздела» на до и после. Международные банды боевиков вторглись на территорию республики в Ботлихский, Цумадинский и Новолакский районы с целью установить в южном российском регионе свой, «истинно исламский», в их понимании, порядок.

В эти дни решалась судьба не отдельно этих территорий и, даже, не самого Дагестана в целом. На карту было поставлено существование России, как единого, многонационального и многоконфессионального государства.

«Причины вторжения боевиков, именно, в Дагестан были таковы, что, во-первых, террористический интернационал планировал расширить свое влияние, - говорит член Общественной палаты Республики Дагестан, политолог, Ханжан Курбанов, - свои задачи и цели террористы так и объясняли нашим ополченцам, которые вышли с ними на переговоры 11 августа 1999 года: сбросить российскую власть, установить шариат. Они почувствовали «рыхлость власти» в Дагестане – по крайней мере, они так думали. Но не рассчитали силы. Они думали, что российские армия и правоохранительные органы слабые, а народ восстанет против власти. Их самый главный просчет, что они не учли сам народ, население Дагестана, фактор народного подъема».

Дагестанцы, как и всегда, во время тяжелых жизненных испытаний, проявили себя стойкими, мужественными, сплоченными и наполненными высокой степенью патриотизма, любви к своей земле, Родине, своей стране.

В этой короткой, но кровопролитной войне, которая потребовала от милиции, военных, ополчения высокой моральной и физической нагрузки, были потери, принесшие во многие дома горе и страдания. Защитники Дагестана понимали, это неизбежно, но несмотря ни на что, в строй хотели стать все, включая женщин, стариков и детей.

«Во-первых, они вставали на защиту своей земли, - комментирует Ханжан Курбанов, - Во-вторых, в дагестанском характере есть четкая проявленная черта – мы не приемлем навязывания чего бы то ни было. Нас можно убедить, с нами можно говорить, нас нужно уважать, но не приказывать под стволом автомата.

Террористы говорили: мы с исламом к вам пришли… Какой ислам? В каждой мечети Дагестана, особенно в приграничных с Чечней административных территориях, очень строго соблюдаются исламские каноны. Там живут глубоко верующие люди. И тут приходят какие-то непонятные черти и говорят, что мы вас сейчас научим настоящему исламу. Это, конечно, возбудило население. Есть множество фото и видеодоказательств, что уже в рядах ополченцев люди коллективно молились, совершали намазы, читали зикры. То есть, показывали, что это у нас священная война, а не у террористов. Это мы противостоим в священной войне за свой дом, за свой очаг, свою землю, свой народ, свою Россию и, конечно же, за свою религию».

По словам Ханжана, дагестанцы четко определили свою позицию: мы здесь костьми ляжем, но не дадим возможности террористам топтать нашу землю и навязывать нам свои убеждения.

«Сегодня такое, однозначно, не произойдет. Возможны некие вспышки, рецидивы… Я их называю – сбой системы, - заключает Ханжан Курбанов, - Но такого, как 25 лет назад, уже не будет. Мы показали раз и навсегда, на что способны, всем, кто желает установить в Дагестане, в России свои правила, чуждые народу. Дагестан уважает только братские отношения, братское плечо, открытую дружескую руку. На это мы всегда отвечаем взаимностью».

После событий 1999 года в Дагестане стало крылатым выражение одного из ополченцев: «Я зашел в Ботлих аварцем, а вышел дагестанцем». Эти слова говорят о республике, где проживает более 40 народностей, как о едином, мощном организме, способном противостоять любой внешней и внутренней «заразе». Этот период, по мнению Ханжана Курбанова, еще больше закалил сталь дагестанского характера, убеждений, внутреннего духовного стержня.

Источник




Комментарии (0)
Комментариев пока нет

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Регистрация Вход