Основателю Кизляра, генералу-аншефу В.Я. Левашову, посвящалось
Цели и задачи, которые ставили перед собой сотрудники Кизлярского историко-краеведческого музея, проводя очередные, ставшие традиционными, Багратионовские чтения, – осветить деятельность великого сподвижника Петра Первого Василия Яковлевича Левашова, напомнить историю основания Кизлярской крепости и роль исторической личности, на примере её показать истоки и становление традиций края, патриотизм тех, кто создавал мощь государства и укреплял сотрудничество между народами Кавказа и России.
Всегда интересно и познавательно проходят подобные мероприятия в стенах культурного учреждения. Захватывающий рассказ ведущих, основанный на исторических фактах, дополненный фото-и видеоматериалами, выкладкой научной и художественной литературы, выступлением творческих коллективов, основной из которых Государственный кизлярский терский ансамбль казачьей песни, привлекает к участию в Чтениях школьников и студенческую молодежь, представителей общественности, интеллигенции, казачества, ветеранов, да и всех, кому дорог город, его история.
Вот и в этот раз ведущий – научный сотрудник музея Лев Серебряков предложил присутствующим на мероприятии «углубиться в истоки основания нашего города и поговорить о славном предшественнике героев Бородина, кто был на Кавказе до Суворова и Потемкина с миссией укреплять южные рубежи Российского государства». Речь шла об основателе Кизляра генерале-аншефе Василии Яковлевиче Левашове».
В 1998 году кизлярцы разбили небольшой сквер Левашова в центре города и установили монументальный памятник работы скульптора Н.А. Иванова. Именно здесь 287 лет назад создавалась мощная крепость, и руководил строительством по чертежам и планам главный тогда начальник на Кавказе генерал-аншеф Левашов. Представьте, ему в то время было 68 лет, он прошел войны с Османской империей, Швецией, участвовал во многих делах и сражениях, что вёл Пётр Первый, был в числе героев-сподвижников, что воплощали в жизнь грандиозные планы царя-реформатора.
Скульптор Иванов, проникшись историей Кизляра, как и историей всей России, верно посчитал, что вместе с памятью сподвижника следует увековечить того, чьим именем названа та эпоха – Петровская эпоха. И Пётр, царь, был в наших краях, когда ещё города не было, а было поселение, да не одно, и были станицы терских казаков и гребенцов по Тереку. А главным городом со времен Ивана Грозного был Терский город, к сожалению, в ту пору переживший свою славу и пришедший в полный упадок. И царь, удручённый его состоянием, думал над обустройством края и расширением пределов России на юг. Он привлекал талантливых людей для дела.
Слава Петра Первого в славе его сподвижников, таких, как Василий Яковлевич Левашов. Он чуть постарше царя, родился в 1667 году. В семье стольника. Отец, хоть и начальник с высоким положением, мог позволить, чтобы сыновья начинали службу с офицерских чинов. Но он строго придерживался правил дворянской чести, и все сыновья из рода Левашовых начинали служить простыми солдатами. Вот и Василий Левашов также был солдатом. Причем богатырского сложения, одарённый физической силой и обученный технике боя, стал воином-поединщиком. Как по древней традиции, вначале сражений из рядов войск выступали лучшие воины и бились между собой. И Василий Левашов выступал первым за честь русского войска и побеждал своих врагов.
Он участвовал в Азовских походах Петра и там отличился. В пылу сражения заметил, что его родной брат Порфирий попал в окружение, бросился к нему на помощь, пробился сквозь гущу врагов и раненого вынес с поля. Царь не мог не заметить такого храброго и мужественного воина. И удостоил его офицерским чином поручика.
На Кавказ В.Я. Левашов снова прибыл после окончания Северной войны, во время Персидского похода 1722 года. Уже в чине бригадира, Василий Яковлевич, по распоряжению царя, обеспечивал организацию похода и переправу всей армии из Астрахани по морскому пути сначала на берега до устья Терека, а затем на Аграхань и далее до Дербента. Левашов участвовал в закладке новой крепости Святого Креста вместе с Петром Первым. Терский город указом царя упразднялся. Здесь, на Тереке, было решено сделать укрепления. А основные приграничные области с крепостями создать по всему побережью Каспия вплоть до Гиляна и Мазандарана. Планы Петра Первого устремлялись в восточные пределы.
В марте 1735 года с Персией заключен Ганжийский трактат, по которому все области южнее Сулака отдавались шаху под управление, крепость Святого Креста упразднялась, и весь гарнизон и жители в том же году её покидали, переселялись на Терек. Здесь укреплялась граница России, строился главный город-крепость Кизляр по планам и чертежам, утверждённым самим Левашовым. Летом того года издан был специальный ордер, по которому определено, где и кому как селиться, как обустраиваться без взаимных ссор и претензий. В.Я. Левашов назначил и первого коменданта Кизляра полковника Красногородцева, дал ему и,нструкции по управлению городом и краем, особо подчеркнул быть справедливым и строгим в отношениях с горцами, казаками, другими нациями.
Кизляр изначально строился по слободскому принципу, где каждой компактной группе населения той или иной национальности и сословия определен был свой квартал, место проживания. Селили не всех подряд и в кучу, а по порядку – отдельно семьи солдат гарнизона, в своих кварталах мусульмане-сунниты, отдельно черкесы, окочены, тезики – мусульмане - шииты, в своем месте новокрещены, казаки, армяне, грузины, богатые владельцы и бедные.
Кизляр стал первым российским городом на Кавказе со смешанным многонациональным населением, по типу которого обустраивались потом и другие города. Главные управители были, конечно, русские коменданты. Но у каждого народа учреждены при этом свои суды, своё местное правление и духовные наставники. Строились храмы – православные русские, грузинские, григорианские армянские, католические, мечети мусульман. Люди говорили на своих языках. И в Кизляре долгое время распространены были несколько языков как межнациональные. Это, конечно, русский – главный язык страны, армянский, поскольку армянское население преобладало, кумыкский – самый распространенный из тюркских, фарси – поскольку ещё в старом Кизлярском поселении жили издавна выходцы из Персии.
Мудрый Левашов пользовался авторитетом у всех, он привлекал на службу и армян, и грузин, и мусульман. Казакам позволил отвечать на все набеги и причинённые обиды, дабы горские люди не похвалялись грабежом, но самим первым не нападать, с горцами обходиться приветливо, по-кунацки, но не допускать безнаказанных преступлений.
Окончив своё управление в Кизляре, а оно было недолгим, Левашов весной 1736 года снова отправился на очередную войну с турками. Крепость Азов тогда была отвоёвана Россией навсегда. Оттуда совершались раньше страшные нашествия крымцев на терские земли. В войне с турками поэтому активное участие принимали и наши казаки. От Кизляра до Азова впоследствии протянулась знаменитая Кавказская линия. А ныне Кизляр и Азов – города-побратимы.
А последняя военная кампания генерала-аншефа снова была со шведами в начале 40-х годов 18 столетия. За 70 лет было Левашову. Но воевать умел. Да так, что один из шведов, участников сражения, вспоминал: наша армия так быстро отступает, что бедные русские не могут нас догнать. Шведы после этого остались региональной скандинавской державой и в большую политическую стратегию Европы не вмешивались. Так им стало спокойнее, так научил их этому Петр Первый и один из его верных сподвижников и продолжателей генерал-аншеф Левашов.
Уже на троне была императрица Елизавета. При ней генерал Левашов был назначен градоначальником Москвы, седьмым по счёту. Награжден орденом Андрея Первозванного, а также ему была вручена шпага с алмазами. В 1749 году присвоено звание первоприсутствующего в Сенате. До конца своей жизни Василий Яковлевич Левашов трудился. При нём много делалось для новой застройки Москвы, починки старых деревянных и каменных зданий. Он был умелый и честный администратор: всё, что накопил на Кавказе при своём управлении, это несколько миллионов персидской монетой, отдал в государственную казну. И как полководец, и как военный инженер, и как политик-администратор он в полной мере смог проявить себя в делах на благо Отечества.
Умер 7 апреля 1751 года. Прошёл 371 год, но мы в Кизляре, и все граждане России должны знать и помнить этого деятеля истории, кто был причастен к нашим кизлярским истокам и традициям.
С тех времён в Кизляре появлялись новые герои, другие замечательные личности. Сам город строился, расширялся, иногда приходил в упадок, не всё было ладно в судьбе, не раз подвергался город нападениям врагов, но выстоял! Не раз злые силы пытались поколебать веру в дружбу народов и сотрудничество людей разных наций, но, в конце концов, люди преодолевали смуту. И по-прежнему жили и живут в добром соседстве граждане Кавказа, сыны России, вместе и в мире.
На протяжении всего мероприятия патриотические песни Терского ансамбля дополняли повествование Льва Серебрякова о славном сыне России Василии Яковлевиче Левашове.
Т.ИВАНОВА