Отношение Ислама к учебе и наукам
Нередко можно услышать от псевдолюбителей ислама и прочитанных некоторых исламских сайтах, что учиться и учить всему, что не касается Ислама, грех.
К сожалению, есть люди, которые попадают в заблуждение, прочитав такие сайты. Все обстоит с точностью до наоборот. В Священном Коране Всевышний неоднократно призывает верующих получать знания в области естественных наук. Приведу перевод одного аята: «Поистине, в небесах и в земле – знамение для верующих! И в сотворении Вас, и животных, которых он распространил – знамение для людей убежденных. И в чередовании в ночи и дня, и в том, что ниспослал Всевышний с неба, и оживил им землю после ее смерти, и в направлении ветров – есть знамения для размышляющих» (Священный Коран 45: 3-5).
То есть Всевышний указывает нам на эти знамения и призывает нас изучать их. А, следовательно, изучать географию, астрономию, биологию, химию и другие науки. Кроме того, мусульманская умма должна быть всесторонне развитой. Коллективная обязанность лежит в том, чтобы среди нас были люди хорошо знающие исламские науки, а также специалисты всех отраслей знаний – врачи, учителя, инженеры и другие. Если таких людей нет, то грех лежит на всем обществе.
Великий ученый Имам-Аль Газали отмечает: «К необходимым относятся все знания, нужные для жизнедеятельности общества. Например, медицина необходима для поддержания здоровья человека, а арифметика для различных расчетов, так же нужны разные ремесла, специалисты по земледелию, текстильной промышленности т.д».
Если в обществе отсутствуют медработники, это приведет к его гибели. Тот, кто посылает болезнь, посылает и излечение и учит как с ней бороться. Недопустимо обрекать себя на гибель.
Первые мусульмане прекрасно усвоили эти указания и добились великолепных результатов в разных науках, это был золотой век развития исламской науки. Великие достижения мусульманских ученых до сих пор являются основой современных знаний.
В то время, когда в Европе было темное средневековье, а европейских ученых сжигали на кострах, вся цивилизация была в мусульманских странах. Именно мусульмане научили Европу знаниям.
Тогда каждая богатая европейская семья мечтала направить своего сына учится в мусульманскую Испанию (Кордовский Халифат). Когда христиане захватили Севилью, то с удивлением обнаружили, что в одном этом городе было больше библиотек, чем в остальной Европе вместе взятой. В качестве одного примера можно привести, что название целой науки «алгебра» имеет арабское происхождение.
Первые мусульмане отличались не только богобоязненностью, но и свободой мышления, готовностью к восприятию нового, например, в технологии. Когда мусульмане узнали у китайцев технологию изготовления бумаги, то через несколько лет по всему Халифату уже работали заводы по изготовлению бумаги. А в последствии начался застой. Он привел к догматизму в восприятии мира, а потом и к краху цивилизации и западной колонизации. Когда в Европе появилось книгопечатание, мусульмане три века сомневались, можно ли печатать книги или их обязательно надо писать от руки. Сейчас уже никто не сомневается в дозволенности печатания книг, но в настоящее время вниманию невежественных людей предлагаются новые решения, цель которых - не позволить исламу развиваться.
Чтобы мусульмане оставались неграмотными, забитыми. А ведь в современном мире неграмотный человек подобен рабу.
Мусульманские города были центрами науки и культуры средневекового мира, которые как магнит притягивали к себе ученых. В университеты мусульманской Испании – в Кордову и Севилью – приезжали ученые из Франции и Италии. Среди тех, кто стремился туда, были даже высокопоставленные религиозные деятели из Ватикана.
Согласно учению Ислама, Бог есть высший разум и мудрость, а человек – самое разумное и великое творение Бога. Поиск истины, изучение божественных и светских наук, распространение знаний с точки зрения Ислама – священных долг человека.
Ибрагим ИСМАИЛОВ.