«Песенная культура терских казаков»
Онлайн-мероприятие под таким названием провел Государственный кизлярский терский ансамбль казачьей песни
Казачье песенное наследие - удивительный феномен духовной культуры России. Сотни лет предки казаков, защищая свое Отечество, слагали и передавали в песнях память об исторических событиях, о легендарных личностях, о жизни казачьих станиц. В казачьей песне и горечь, и удаль, широкая панорама событий и искрометный юмор.
Казаки и казачки серьезно и глубоко подходили к оценке значения песни в их жизни. Они понимали, что в песне запечатлен казачий быт, семейные отношения, нравы, военная служба со всеми ее составляющими: походами, войнами, гибелью казаков, разлука с семьей.
Нередко сочинителями казачьих песен являлись женщины-казачки. Через их жизнь проходили радость, горе, проводы сыновей и мужей на службу, тоска по любимому и, конечно, ожидание, которое могло длиться десятилетиями. И все это давало толчок к созданию песен, отражающих все эти жизненные ситуации.
Народная казачья песня составляла и составляет неразрывную и весьма важную часть казачьей жизни и быта. Жизнь казака-хлебопашца и воина каждым своим шагом отражалась в песне, а песня, в свою очередь, содержала в себе глубокую жизненную мудрость. В различных песенных формах казачья жизнь проявлялась в постоянной перекличке поэзии с действительностью.
Для казаков, особенно любителей и знатоков песни, характерна привычка мыслить песенными образами. Отсюда свободная и широкая имитация песен в обыденной речи, и речь казака подчас напоминает обороты песни.
Народные казачьи песни шуточного и плясового характера всегда отличались удалью, весельем и упругим танцевальным ритмом. Терские песни такого склада, как правило, похожи на кавказские танцевальные мелодии, да и сама хореография зачастую не отличалась от плясок горцев. Все это еще раз подтверждает взаимопроникновение музыкальных культур разных народов. Ведь в прошлом казаки не только воевали, но и сотрудничали с соседями-горцами, их сближали воинское братство и свобода. Они становились кунаками и вступали в родственные связи.
Происходило сближение культур, в том числе и песенной. Потому в быте и культуре казачества много общего с народами Кавказа, например, казачьи черкески, папахи, женские платья и украшения, а дома были что-то среднее между горской саклей и русской избой.
В бытовых казачьих песнях множество сюжетов, понятных каждому: любовь к родной земле, разлука с Родиной, семьей, смерть на чужбине, тема несчастной любви. Без преувеличения можно сказать, что простые и проникновенные песни, написанные много-много лет назад, оказывают сильное влияние и на ныне живущих людей.
Казачья культура очень колоритна, да и вообще казачество – уникальное явление. Казаки основывали свои поселения в неудобных для жизни местах, на пограничных территориях, в чистом поле. При этом они не только выживали, но и становились грозой для воинственных соседей. Может быть, жизнь в условиях постоянной опасности закалила дух казачьего народа и создала своеобразную культуру, яркую и мужественную, которая нашла выражение в красивых казачьих народных песнях.
Существующие сегодня в России казачьи песенные коллективы, к которым относится и Терский ансамбль, воспроизводя со сцены богатый и неповторимый материал фольклора, и по сей день дают возможность насладиться песенной и музыкальной традицией казаков. Об этом рассказала ведущая – артистка ансамбля Вероника Чалаева, а коллектив под руководством Валерия Митьковца исполнил несколько разноплановых произведений.
Т.ИВАНОВА