Размышление о дефиците педагогических кадров
Педагог обязан себя вести так, чтобы каждое его действие обучало, он должен понимать, чего хочет достичь и чего не желает, иначе он не профессионал. (А.С.Макаренко).
Педагогические кадры в большом избытке никогда не были в Дагестане. Я послевоенный продукт родителей.
В пятидесятые годы к нам приезжали учителя из центральной России. В начальных классах мне преподавала Галина Ивановна Степаненко из Горьковской области. В старших классах Людмила Васильевна-русский язык, Нина Николаевна-ботанику, зоологию, анатомию и химию.
Завучем школы была Валентина Георгиевна. Приезжие учителя были почти во всех школах района.
К учителям относились очень уважительно и бережно. Учитель был самым уважаемым человеком в селе. Постепенно наши выпускники тоже стали поступать в педагогические училища, институты и университеты. К 1980 годам подготовили своих местных кадров в минимально достаточном количестве.
Я тоже работал в школе старшим пионервожатым и учителем. Знаю систему изнутри. В советской школе оплата была ясной, понятной и неплохой. Ставка учителя начальных классов 24 часа в неделю, а в старших классах-18 часов- оплачивались они по тарифной сетке во всех школах одинаково.
Помимо преподавания, каждый учитель занимался воспитанием детей. Контингент учащихся был послушным. Да некуда было им и деваться. В школе были действенные организации: октябрятские, пионерские, комсомольские, и еще еженедельные итоговые линейки, где делался «разбор полетов» каждого класса.
Везде нехватка учителей, старшее поколение уходит, а молодежь, особенно мужчины, не идут в школу. Не соответствующая труду маленькая зарплата-вот основная причина дефицита учителей в школах.
Сопутствующих факторов много. Их завалили никому не нужными отчетами, бумажной круговертью. Постоянно идут сокращения штатов. Деньги ушедших делятся на оставшихся. Режут по живому. Что должен делать сократившийся? Нет уверенности в завтрашнем дне, учитель не защищен, его могут оскорбить дети, родители. Учитель виноватым получается всегда.
Диктанты, изложения, а особенно сочинения, стали редкостью. Старшеклассники не умеют грамотно излагать материал ни устно, ни письменно. В этом году в начале сентября на факультете журналистики МГУ первокурсники написали диктант. И ни одной положительной оценки! Допустили от 8 до 25 ошибок в небольшом тексте диктанта, хотя баллы за ЕГЭ очень высокие (80-100).
Многие директоры школ говорят, что в педвузы идут самые слабые выпускники, еле заканчивают, и как специалисты, не блестящие. Такой круговорот- слабый не может создать сильного.
Много разговоров ведут вокруг образования, меняются министры, меняются вывески, но не увеличивается зарплата учителей и ученики не блещут знаниями.
Как разбудить у детей тягу к знаниям и интерес к чтению книг, вот основной вопрос.
P.S. Сложна и разнообразна работа учителя. Ему надо много знать и уметь, чтобы найти подход к каждому. По сложности и оплате я поставил бы учителя на самом верху иерархии специальностей.
Потому, что основу и базу знаний они дают и ученым, и космонавтам, и подводникам, и конструкторам, и т.д. Всем, кто ходит по земле. От того, что часто будем повторять «халва», во рту сладко не станет.
Ибрагим Исмаилов