Размышление о дефиците педагогических кадров

07.10.2021 257 0 0.0

Педагог обязан себя вести так, чтобы каждое его действие обучало, он должен понимать, чего хочет достичь и чего не желает, иначе он не профессионал.  (А.С.Макаренко).

Педагогические кадры в большом избытке никогда не были в Дагестане. Я послевоенный продукт родителей.

В пятидесятые годы к нам приезжали учителя из центральной России. В начальных классах мне преподавала Галина Ивановна Степаненко из Горьковской области. В старших классах Людмила Васильевна-русский язык, Нина Николаевна-ботанику, зоологию, анатомию и химию.

Завучем школы была Валентина Георгиевна. Приезжие учителя были почти во всех школах района.

К учителям относились очень уважительно и бережно. Учитель был самым уважаемым человеком в селе. Постепенно наши выпускники тоже стали поступать в педагогические училища, институты и университеты. К 1980 годам подготовили своих местных кадров в минимально достаточном количестве.

Я тоже работал в школе старшим пионервожатым и учителем. Знаю систему изнутри. В советской школе оплата была ясной, понятной и неплохой. Ставка учителя начальных классов 24 часа в неделю, а в старших классах-18 часов- оплачивались они по тарифной сетке во всех школах одинаково.

Помимо преподавания, каждый учитель занимался воспитанием детей. Контингент учащихся был послушным. Да некуда было им и деваться. В школе были действенные организации: октябрятские, пионерские, комсомольские, и еще еженедельные итоговые линейки, где делался «разбор полетов» каждого класса.

Везде нехватка учителей, старшее поколение уходит, а молодежь, особенно мужчины, не идут в школу. Не соответствующая труду маленькая  зарплата-вот основная причина дефицита учителей в школах.

Сопутствующих факторов много. Их завалили никому не нужными отчетами, бумажной круговертью. Постоянно идут сокращения штатов. Деньги ушедших делятся на оставшихся. Режут по живому. Что должен делать сократившийся? Нет уверенности в завтрашнем дне, учитель не защищен, его могут оскорбить дети, родители. Учитель виноватым получается всегда.

Диктанты, изложения, а особенно сочинения, стали редкостью. Старшеклассники не умеют грамотно излагать материал ни устно, ни письменно. В этом году в начале сентября на факультете  журналистики МГУ первокурсники написали диктант. И ни одной положительной оценки! Допустили от 8 до 25 ошибок в небольшом тексте диктанта, хотя баллы за ЕГЭ очень высокие (80-100).

Многие директоры школ говорят, что в педвузы идут самые слабые выпускники, еле заканчивают, и как специалисты, не блестящие. Такой круговорот- слабый не может создать сильного.

Много разговоров ведут вокруг образования, меняются министры, меняются вывески, но не увеличивается зарплата учителей и ученики не блещут знаниями.

Как разбудить у детей тягу к знаниям и интерес к чтению книг, вот основной вопрос.

P.S. Сложна и разнообразна работа учителя. Ему надо много знать и уметь, чтобы найти подход к каждому. По сложности и оплате я поставил бы учителя на самом верху иерархии     специальностей.

Потому, что основу и базу знаний они дают и ученым, и космонавтам, и подводникам, и конструкторам, и т.д. Всем, кто ходит по земле. От того, что часто будем повторять «халва», во рту сладко не станет.

Ибрагим Исмаилов

 

 




Комментарии (0)
Комментариев пока нет

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Регистрация Вход