С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ
«…ЕСЛИ ИСЧЕЗНЕТ МОЙ ЯЗЫК ЗАВТРА, ПУСТЬ УМРУ Я СЕГОДНЯ ОТ РАЗРЫВА СЕРДЦА!»
РАСУЛ ГАМЗАТОВ
В последние годы во всех печатных изданиях обсуждается вопрос о постепенном вытеснении или даже опасности исчезновения родных дагестанских языков. Особенно это наблюдается в городах. В школе уменьшено количество часов. В моей молодости с подготовительного по четвертый класс уроки велись преимущественно на родном языке, с одним уроком по языку и литературе на русском. С пятого класса переходили на русский язык по всем предметам, оставался язык и литература на родном языке. Так закреплялось знание языка.
Ныне все поменялось. Даже на радио и телевидении уменьшилось время вещания. В городах даже дома общаются на русском. Поэтому тревоги людей обоснованы.
Однако радует то, что есть энтузиасты, любящие свои языки. Они бережно передают свои знания подрастающему поколению.
В Кочубейской школе-интернате никогда не прекращались уроки родных языков (аварский, даргинский).
С директором Мутагиром Джабраиловым мы обсуждаем вопрос преподавания аварского языка. Он доволен своим учителем и так характеризует её: Загидова Патимат Гажуковна работает учителем родного (аварского) языка и литературы в 5-11 классах уже 33 года. За это время она сделала не один выпуск учеников. Патимат Гажуковна всегда руководствуется принципом целесообразности, показывает яркую, красочную, доступную для исследования наглядность, вводит эффект занимательности и интригующего начала, иллюстрирует научный материал.
Этот замечательный педагог использует презентации и электронные материалы на различных этапах урока, постоянно использует в своей работе собственные электронные презентации, материалы, ролики.
Она тщательно продумывает содержание, организационные формы каждого урока. Занятия проводит живо, интересно, умело применяя элементы самостоятельной работы, создавая проблемные ситуации. Большое внимание учитель уделяет развитию устной речи учащихся, использует на уроках таблицы, рабочие листы, тесты, раздаточный и дидактический материал. Дети на уроках активны, с интересом выполняют все предложенные учителем задания, стиль их общения с учителем-как со старшим другом, советчиком, помощником в овладении аварским языком.
Тон речи Патимат Гажуковны всегда спокойный, доброжелательный, не останавливается на достигнутом, постоянно совершенствует свои знания, ищет новые пути и методы обучения и воспитания детей, повышает уровень своей педагогической деятельности на курсах повышения квалификации, изучает опыт учителей-новаторов.
В основе системы работы педагога глубокое всестороннее изучение каждого ученика, внимание к его интересам, способностям, уровню интеллектуального и речевого развития. Учитель всегда старается создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя на её уроках комфортно, уютно, хотели работать активно и заинтересованно. В выборе учебного материала особое внимание она уделяет развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, добивается, что бы каждый ученик владел языком, хотя бы на своем уровне.
За время работы П.Загидова зарекомендовала себя хорошим педагогом, на высоком уровне владеющим как теоретической, так и практической методикой преподавания. Учитель творческий, инициативный, любящий не только свой предмет, но и профессию, а самое главное-детей.
В начале урока она всегда находит особые способы привлечения внимания учащихся, способствует позитивному, эмоциональному настрою, быстрой сосредоточенности в активизации внимания.
Патимат Гажуковна-это учитель, которому близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствует учителя, готового отстаивать их интересы и платят ей доверием и любовью. Ее ученики пишут стихи на родном языке, участвуют в конкурсах, объявленных республиканской газетой «Хакъикъат».
В течение последних лет П.Загидова работает над проблемой «Нравственно-патриотическое воспитание на уроках родного языка и литературы». Поэтому к каждому уроку она старается подготовить что-то новое, интересное: занимательные тесты, проблемные творческие задания, яркий наглядный материал, игры, видеосюжеты и слайды.
Проводимые ей уроки яркие, творческие, характеризуют высокий профессиональный уровень. Умело использует разнообразные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока. Решая вопросы интенсификации учебно-воспитательного процесса, наряду с традиционными формами урока, она использует видео-уроки, уроки-зачеты, деловые игры.
Много внимания П.Загидова уделяет развитию умения учащихся использовать полученные знания для объяснения явлений.
Чтобы уроки вызвали живой интерес, она старается максимально приблизить изучаемый материал к жизни. С этой целью она широко применяет ролевые игры, уроки с применением компьютерных технологий.
Высокий профессионализм, разносторонние знания, добросовестность и преданность делу Патимат Гажуковны снискали ей заслуженное уважение и авторитет среди коллег и учеников.
Мы рады, что есть такие учителя, знатоки своего дела, П.Загидова награждена многими грамотами и имеет благодарности.
Желаем ей здоровья и дальнейших успехов в педагогической деятельности.
P.S. В итоге нужно сказать, что очень важно, чтобы дома родители всегда говорили на родном языке, тогда и дети будут знать свой язык на должном уровне.
И. Исмаилов.