Водолазы в Великой Отечественной войне

05.05.2025 273 0 0.0

Ежегодно 5 мая в России отмечается День водолаза. Этот профессиональный праздник был включен в реестр российских памятных дат указом Президента РФ в 2002 году по ходатайству представителей водолазных организаций, служб и структурных подразделений различных министерств и ведомств.

В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне давайте вспомним и о подвигах водолазов.

Об участии женщин в Великой Отечественной войне сказано не мало. Действительно, «у войны не женское лицо», но любой рассказ о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной будет неполным без историй о советских женщинах – их мужестве и стойкости. Мужчины ушли на фронт, и на хрупкие женские плечи легла основная ответственность за производство оружия, боеприпасов, продуктов питания, строительство новых заводов и фабрик. Но и на фронтах наши женщины проявили себя героически. Хорошо известны подвиги летчиц, снайперов, связисток и санинструкторов. В годы войны не было, пожалуй, ни одной военной профессии, которую не освоили бы женщины.

В День водолаза хотим рассказать вам о Нине Васильевне Соколовой, которая еще до войны имела редкую для женщин специальность и очень успешно нашла ей применение в годы войны.

К началу 1940-х годов женщин-водолазов в мире можно было сосчитать по пальцам. Это теперь появилось много девушек, увлекающихся дайвингом и это здорово. А вот опуститься в тяжелом водолазном обмундировании на дно Баренцева моря – это сродни подвигу.

Служба Нины Соколовой началась в холодном Баренцевом море. Во время советско-финской войны она руководила строительством десантного причала. Однажды девушка провалилась под лед в зимнем снаряжении, чудом осталась живой. К началу войны она была уже главным инженером 27-го отряда ЭПРОНа в Ленинграде. В задачу ее подразделения входило восстановление подводных коммуникаций после бомбежек, подъем затонувшего оружия, техники, продуктов. Штормы и немецкие самолеты отправили на дно Ладожского озера множество судов, и водолазы работали беспрерывно. 

Связь была в числе трудностей, с которыми столкнулись ленинградцы, вернее, ее отсутствие. Ни одна наземная линия связи Ленинграда с большой землей не работала. И вот осенью 1941 года водолазы взялись протянуть по дну озера телефонную линию. Несколько попыток наладить связь были неудачными. Провода рвались, проработав всего несколько дней. Все решилось, когда на одном из складов в Кронштадте был обнаружен особо прочный бронированный кабель. Десять дней водолазы ЭПРОНа проработали на дне, но 30 октября надежная связь осажденного города со всей страной была установлена. Она проработала всю блокаду.

Нина Соколова решила, что раз можно проложить телефонную линию, то почему бы не проложить и бензопровод. Дорога жизни по льду озера не могла обеспечить город всем необходимым. Бензовозы занимали место на трассе, которое так было необходимо грузовикам с хлебом и боеприпасами. С этим предложением Нина обратилась к Ивану Зубкову – одному их архитекторов Дороги жизни. Он вместе с Соколовой отправился в Государственный комитет обороны. Предложение было одобрено, и весной 1942 года закипела работа. Приходилось соблюдать максимальную осторожность и секретность. Все работы проводились ночью в районе Осиновецкого маяка, где лес близко подходил к воде, и можно было укрыться от фашистских самолетов. Сама Нина Васильевна постоянно спускалась под воду.

Инфографика РГ

Все работы были проделаны за 43 дня. Были уложены трубы (21 км под водой, общая протяженность – 29 км), построены насосные станции, накопительные резервуары. Глубина закладки труб достигала 35 метров. С июня 1942 года по март 1943 года по подводному трубопроводу прокачали около 50 тысяч тонн горючего. Маскировка была создана великолепная, немцы так и не узнали, что у них под боком работает такой уникальный трубопровод.

Еще одним уникальным проектом, который смогла осуществить команда Нины Соколовой, стала ЛЭП до Волховской ГЭС. Той же осенью по дну озера было проложено несколько линий электрических кабелей, которые снабжали город электроэнергией.

После того как блокада Ленинграда была снята и в город пошли поезда, перед водолазами встала новая задача. Многочисленные водные артерии Ленинграда были завалены обломками мостов, зданий, техники и… минами. Соколова и тут включилась в работу по очистке рек и каналов.

Общий счет водолазы ведут в часах, так вот Нина Соколова провела под водой 644 часа – почти месяц. Ее прозвали легендой ЭПРОНа.

В 34 года получила очередное звание – инженер-полковник Военно-морских сил СССР.

Нина Васильевна Соколова была награждена двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и Знаком Почета. После войны она еще много лет преподавала в Высшем военно-морском училище им. Фрунзе.

Нина Васильевна Соколова умерла в 2001 году, имя ее занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

«Советская русалка»: как Нина Соколова проложила «дорогу жизни» по дну Ладоги




Комментарии (0)
Комментариев пока нет

Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Регистрация Вход